До сих пор в обществе сохраняются ложные убеждения, мешающие людям становиться волонтерами и помогать детям в онкологических отделениях. Фонд «Время детства» собрал 12 таких мифов для проекта +1Люди.
Организация «Время детства» поддерживает два онкологических отделения Научно-практического центра специализированной медицинской помощи детям имени В.
Ф. Войно-Ясенецкого, где получают лечение более 100 детей. Мария и Григорий Томич — семейная пара, сначала они помогали больнице в качестве волонтеров, а чуть позднее создали свой фонд. Его команда привлекает добровольцев к поддержке детей в больницах.Миф первый. Я могу в любой момент прийти в больницу и стать волонтером
Волонтерская деятельность, реализуемая самостоятельно, а не от лица организации, возможна со многими социально уязвимыми группами, но только не с детьми, больными раком. Зайти в больницу «с улицы» со словами «я хочу вам помогать» не получится. За волонтеров в больнице несут ответственность фонды, которые сотрудничают с медучреждением по официальному договору. Договор о реализации добровольческой деятельности подписывает и волонтер с фондом. Благодаря такой схеме работы обеспечивается безопасность за счет распределения зон ответственности между каждым из участников — больницей, фондом, волонтером.
Миф второй. Волонтеры — люди, которые проводят время в больнице с детьми
На самом деле — нет. Волонтер — это человек, который тратит свое время на помощь другим. Помощь может быть разной, и совершенно не обязательно она предполагает личное присутствие в стационаре. Например, в качестве волонтера вы можете обрабатывать фотографии об одном из мероприятий фонда в больнице. Или изготавливать продукцию, которую фонды смогут реализовывать на благотворительных ярмарках, направив собранные средства на поддержку своих подопечных. Волонтеры могут распространять в интернете информацию о необходимой поддержке, выполнять множество дистанционных задач, принимая активное участие в судьбе детей без личного контакта с ними.
Миф третий. Волонтеры — особенные люди
Одно из распространенных заблуждений связано с «портретом» волонтера — он человек уникальный, великодушный, обладающий исключительными нравственными качествами. На самом деле, волонтеры — обычные люди. Они живут своей жизнью и ничем не отличаются от нас с вами. В фонде «Время детства» среди волонтеров есть директор бассейна, учитель музыки и кондитер. Все они — разные люди, но они объединены идеей помогать детям с онкозаболеваниями по мере собственных сил.
Миф четвертый. Если нет особых спецнавыков, волонтером не стать
Как же часто звучит: «Я не могу пойти к детям в больницу, я ничего не умею!» Но чтобы стать волонтером и «включиться» в досуговое сопровождение детей, совершенно не нужно иметь специальные навыки. В нашем фонде мы проводим творческие мастер-классы и готовимся к ним, пользуясь обычным поиском в интернете. Ни у кого из нас нет в голове энциклопедии по рукоделию, но, к счастью, доступ к информации в наше время безграничен — находим в сети привлекательную поделку, изучаем порядок действий, закупаем материалы и вперед! Обычно организацией процесса занимается куратор волонтеров, и вам нужно будет лишь внимательно изучить, какая программа запланирована на ближайший поход к детям.
Миф пятый. Для волонтерства нужно много свободного времени
Любой волонтер — обычный человек. У большинства из них есть работа с привычным графиком, а еще дети, которых надо водить на кружки, мужья, собаки и дачи. Свою помощь онкобольным детям они оказывают, исходя из личных возможностей. Если говорить о тех, кто помогает в больнице, то кто-то приходит каждую неделю, а кто-то — один раз в месяц. Те, кто дистанционно поддерживают программы фонда, также «вписывают» волонтерство в свой график согласно собственным возможностям. Волонтер — человек, который дарит свое время, и очевидно, что далеко не у каждого его много. Главное в нашем деле — не количество свободных часов, а желание помогать.
Миф шестой. Большинство детей в онкоотделениях умирает
До сих пор в обществе бытует мнение, что рак не лечится. Однако, согласно статистике, сейчас в России пятилетняя общая выживаемость при детском раке составляет 75 — 80%. Это значит, что 7–8 детей из 10 остаются живы в течение пяти лет после лечения. Стойкой ремиссии достигают шесть из 10 ребят. К сожалению, есть и те дети, которым не удалось помочь. Волонтеры будут сталкиваться с такими историями.
Важно понимать, что дети не умирают в отделениях. Если ребенку нельзя помочь, его отправляют на паллиативное сопровождение под опеку хосписов. Бывают ситуации, когда ребенок попадает в реанимацию и умирает там. Такое случается редко, но стоит быть готовым к этому. Мы всегда говорим нашим волонтерам — надо жить одним днем. Сегодня мы с этими детьми веселимся, играем, творим. Что будет завтра — не знает никто. Дети имеют право на радость и смех здесь и сейчас, вне зависимости от того, что их ждет впереди. Волонтеры приносят эту радость — это самое главное.
Миф седьмой. Все вылечатся, если...
Иногда мы сталкиваемся с тем, что некоторые люди живут под влиянием заблуждений о лечении рака нетрадиционными методами — молитвой, керосином, диетой и так далее. Волонтер с такой точкой зрения может оказать негативное влияние на встревоженных родителей, направив их на неправильный путь. С другой стороны, когда волонтер станет свидетелем, что его «советы» не сработали и ребенок умер, мир может рухнуть.
Во-первых, не существует условий, при которых все будут здоровы. Получая лечение по одинаковым протоколам, организмы детей по-разному на него «отвечают»: исходы могут быть совершенно противоположными.
Во-вторых, во благо себе и семей, волонтер должен идти в онкосферу с «чистой» головой. Волонтерство — вне политики и религии, вне теорий и предположений. Волонтерство не про то, чтобы найти способ вылечить ребенка — этим занимаются врачи. Волонтерство — про эмоции, впечатления, радость.
Миф восьмой. В отделении детской онкологии тяжелая атмосфера
В отделении детской онкологии малыши рассекают по коридорам на машинках, подростки снимают тиктоки, а мамочки сплетничают за чаем. Да, онкологический диагноз у ребенка — это беда. Но человеку свойственно адаптироваться ко всему. Поэтому, когда волонтеры приходят в отделения, их встречает толпа радостных детей, с нетерпением ожидающих нового мастер-класса. Да, кто-то из них ограничен физически — но это не мешает им испытывать положительные эмоции и даже заряжать позитивом команду фонда.
Миф девятый. Детям обязательно нужно приносить подарки
Один из самых популярных мифов, связанных с детьми из детских домов, но и про пациентов онкоотделений так думают тоже многие. Вообще, мысль о том, что внимание можно выразить только через подарки, — ошибочна. Тем более, когда это касается деятельности волонтеров. Добровольцы и так дарят самое ценное, что у них есть — время. Мы понимаем, что у каждого волонтера будет появляться любимчик — ребенок, с которым вы сблизились, и, конечно, рано или поздно захочется что-то ему подарить. Мы всегда обсуждаем этот вопрос вместе, ведь остальным детям будет обидно. А дарить всем — невозможно! Знаете, сколько в отделении детей? В общем, дарить подарки — это не дело для волонтеров.
Миф десятый. Дети из онкоотделений во всем испытывают острую нужду
Однажды группа волонтеров обратилась в наш фонд, чтобы передать детям обычные школьные тетради. Объективно, они нашим ребятам не нужны. Во-первых, уроки в больницах проходят онлайн, во-вторых, тетради — не дефицитный товар для обычной российской семьи. Кроме того, мы были очень удивлены, когда увидели, что переданные тетради совсем не новые: использованные страницы были выдраны. «Ну, пригодятся же», — сказали дарители. Мы были вынуждены все выбросить. Вот такая помощь.
Дети, проходящие лечение в онкоотделениях, совершенно обычные. До болезни они так же ходили в школу, гуляли с родителями, отмечали дни рождения, им покупали одежду и все необходимое. Да, на этапе болезни многие семьи сталкиваются с нехваткой денег — работать возможности нет, а запасы имеют свойство заканчиваться. Но тетрадь или обычные карандаши, поверьте, есть у каждого.
Миф одиннадцатый. Я принес подарки — сейчас меня будут встречать
Часто бывает так, что волонтерское движение какой-либо организации (школы, компании и т.д.) собирает игрушки в «Коробку Храбрости», намереваясь отвезти подарки в онкологическое отделение. В таких случаях почти всегда звучит следующий вопрос: «А когда мы сможем передать игрушки в больницу?» Честно говоря, каждый раз мы теряемся. Складывается впечатление, что команда добряков ожидает, что их будут торжественно встречать всем врачебным составом.
В действительности передача вещей обычно проходит на пороге даже не самого отделения, а больницы. Сотрудники отнесут ваши вещи на склад, и по мере необходимости будут пополнять «Коробки храбрости», установленные в процедурных кабинетах.
Такое происходит не потому, что вам не благодарны, а потому что любая больница существует согласно регламентам. Встречать «с фанфарами» каждого помощника, даже несмотря на искреннюю признательность, не представляется возможным.
Миф двенадцатый. Волонтер должен быть здоров «как бык»
Действительно, для посещения больницы волонтеру необходимо иметь медицинскую книжку или сдать несколько анализов. Но все эти анализы связаны с возможными инфекционными заболеваниями, не более того. Среди нашей команды есть двое человек с инвалидностью, и это никак не мешает им активно помогать детям. А уж для дистанционного волонтерства человеку не помешает ни одно физическое ограничение. Главное — желание участвовать в жизни детей!
Каждую неделю волонтеры фонда «Время детства» приходят в больницу к детям, чтобы провести вместе с ними время — сделать поделку, посмеяться, поболтать, обняться, подарить друг другу теплые чувства и эмоции. Мы всегда ждем в нашу команду новых людей, которым важно быть рядом с теми, кому так нужна поддержка и любовь. Присоединиться к команде волонтеров фонда можно по ссылке. А поддержать работу организации пожертвованием вы можете на странице фонда на +1Люди.