На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

+1Люди

3 подписчика

Социальная история для людей с РАС. Что это такое и как она может помочь человеку с аутизмом

Диагноз «расстройства аутистического спектра» (РАС) в значительной степени влияет на развитие навыков социального взаимодействия. Люди с РАС испытывают трудности в установлении и поддержании любых контактов, начиная с простой беседы с продавцом в магазине и заканчивая дружескими отношениями. Перед человеком с аутизмом каждый день встает множество вопросов: «Как вести себя в той или иной ситуации?

», «Что обо мне подумают другие люди?», «Как мне выразить свои эмоции правильно?» и так далее. Все это, несомненно, повышает уровень тревожности и мешает адаптации и социализации человека с аутизмом.

Одним из эффективных методов обучения социальным навыкам людей с аутизмом является социальная история. Она представляет собой краткий и последовательный иллюстрированный рассказ о конкретном событии или ситуации. Благодаря ей человек с аутизмом может узнать, что его будет ожидать в том или ином месте, как себя следует вести, а главное — как на это будут реагировать другие люди. Помимо объяснения различных ситуаций и особенностей коммуникации, социальная история помогает обучать человека:

  • навыкам самообслуживания и личной гигиены;
  • правилам поведения в общественных местах;
  • навыкам управления эмоциями и поведением;
  • следовать новому расписанию занятий, распорядку дня, методам корректного реагирования на внезапное изменение в привычном укладе.

Обычно социальная история разрабатывается индивидуально для конкретного человека с аутизмом. При этом учитываются его особенности восприятия информации и уровень понимания обращенной и/или письменной речи.

Из чего состоит социальная история

Согласно автору метода, К. Грей, социальная история должна включать в себя несколько видов предложений (описательные, перспективные, директивные и контролирующие).

Описательные предложения повествуют о конкретных ситуациях: где они происходят, кто в них участвует, что делают другие люди и почему. Например: «Иногда я хожу в кинотеатр со своими друзьями. Мы идем в кино, чтобы посмотреть интересный фильм. В кинотеатре будут другие люди, которые тоже пришли смотреть кино. Вокруг будет играть музыка и люди будут разговаривать между собой. Иногда мне кажется, что вокруг становится слишком шумно».

Перспективные предложения объясняют точку зрения людей вокруг, мысли и чувства, которые они испытывают в конкретной ситуации: «Люди приходят в кино в хорошем настроении. Во время киносеанса люди хотят, чтобы им никто не мешал. Иногда они могут разозлится, если я буду громко разговаривать в зале или загораживать экран. Мои друзья будут беспокоиться обо мне и предлагать помощь».

Желательное поведение человека с РАС в предлагаемой ситуации описывают директивные предложения. Такие предложения строятся от первого лица, в утвердительной форме и позитивно описывают подходящую модель поведения. «Я попытаюсь оставаться спокойным, если вокруг станет слишком шумно», «Я смогу попросить помощи у друга» и так далее.

Контролирующие предложения добавляются в социальную историю уже после ее изучения. Эти предложения составляет сам человек с РАС, так как они содержат стратегию, которой он сможет следовать в конкретной ситуации. Такая стратегия может быть основана на увлечениях человека или на чем-то приятном для него. «Когда становится слишком шумно, думай о большой черепахе, которая медленно и спокойно ползет к морю».

Социальную историю важно составлять таким образом, чтобы количество описательных предложений значительно превышало количество директивных и контролирующих. Такое соотношение оставляет свободу выбора поведения, помогает воспринимать ситуацию в позитивном ключе. Если у аутичного человека хороший навык саморегуляции, контролирующие и директивные предложения в социальной истории можно не использовать.

Как подготовить и применить социальную историю:

  • Определиться с целью и темой.
  • Написать историю в соответствии с особенностями обучаемого человека.
  • Подобрать фотографии/схемы/картинки.
  • Соотнести подобранные иллюстрации и подходящие части рассказа.
  • Выбрать время, когда человек с РАС спокоен и находится в хорошем настроении.
  • Прочитать рассказ вместе с обучаемым, рассмотреть картинки.
  • Перечитывать столько раз, сколько это необходимо (ежедневно, перед конкретным действием/мероприятием) для достижения результата.

Вы поймете, что социальная история подействовала, когда человек с РАС сможет самостоятельно и спокойно находиться в изложенных обстоятельствах, применять социально-приемлемые стратегии, чтобы справляться с возникающими трудностями.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх