Современные родители стараются вложить в детей как можно больше знаний. Кружки, секции, методики раннего развития стали обязательным минимумом для подрастающего поколения. Дети уже в садике умеют читать и писать, разговаривать на иностранном языке. Но, развивая интеллект ребенка, мы иногда забываем о чувствах, эмоциях, эмпатии.
Умные и успешные дети порой бывают жестокими и равнодушными.Детей необходимо учить проявлять сочувствие к другим, отвечать за свои поступки. Один из эффективных способов воспитать доброго, отзывчивого и гармоничного человека — участие детей в благотворительности.
«Все родители хотят, чтобы дети выросли чуткими и внимательными, неравнодушными к чужой беде людьми. Поэтому так важно с самого детства учить помогать. С детьми надо много разговаривать, объяснять суть благотворительности. На наших плечах лежит большая ответственность — воспитание нового поколения» — отмечает руководитель фонда «Настенька» Джамиля Алиева.
Необходимые навыки, представления о мире закладываются в раннем возрасте. Эти знания дети прежде всего получают от родителей.
Татьяна с дочкой
«Я стараюсь рассказывать обо всем, что интересует дочь. Про особенных деток мы часто говорим, так как есть знакомые. Обязательно надо вовлекать детей в благотворительную деятельность. Как можно подробнее объяснять про акции или другую помощь. Моей дочке 9 лет. Она активно участвует в школьных ярмарках и различных благотворительных мероприятиях. Раньше инициативы не проявляла. Сейчас понемногу стала свои вещи, игрушки откладывать в коробку, спрашивая: „Мам, это можно отдать деткам?“ Я радуюсь. Дочка учится ставить себя на место другого человека, проявлять заботу и сочувствие», — делится своей историей Татьяна из Санкт-Петербурга.
Диляра с детьми
Мама двоих детей, волонтер Диляра считает, что не надо делить детей на своих и чужих. Не стоит сравнивать, что важнее — личные интересы или общественные. В ее семье принято помогать друг другу, и эта помощь распространяется на людей, животных и природу вокруг.
«Объяснять суть благотворительности не придется, если ты сам этим занимаешься, и тогда дети захотят следовать твоему примеру. Не надо ограждать их от реальности. В жизни есть все — радость и горе, добро и зло, она многогранна. Я не пугаю детей страшилками, но честно все объясняю, смягчаю и адаптирую под их возраст. А главное — предлагаю, как изменить ситуацию к лучшему».
Начиная с младшего школьного возраста ребят можно вовлекать в благотворительные мероприятия. Они с удовольствием участвуют в ярмарках, спектаклях, марафонах. Для них это своего рода игра, но в то же время они чувствуют причастность к большому важному и доброму делу.
Влад стал участвовать в благотворительности, последовав примеру своей мамы Джамили, председателя фонда «Настенька». Сейчас Владу 16 лет. С шестилетнего возраста он рисует и передает рисунки для подопечных фонда.
Влад, сын Джамили
«Я с удовольствием продавал поделки на благотворительных ярмарках. Со временем появилась традиция, если мне дарят деньги на день рождения, какую-то часть я перевожу в фонд. От фонда мне приходит благодарственное письмо, это очень приятно. С детства слышу разговоры о том, что нужна помощь. Мама мне рассказывает, с какими проблемами сталкиваются другие дети. Невозможно остаться равнодушным. Очень хочу, чтоб все были здоровы. Я знаю, что мой, пусть и небольшой вклад, тоже очень важен. Если все будут помогать, многих детей удастся спасти» — говорит Влад.
Многие родители не разговаривают с детьми о болезнях и жизненных трудностях, о людях с ограниченными возможностями здоровья. Причина молчания — страх, что с детьми может случиться нечто подобное.
«Специально заострять внимание на „инаковости“ не нужно, ребенок сам увидит, что другой ребенок выглядит „иначе“. Тут важно объяснить в чем эти различия, как общаться и играть с другим, учитывая его особенности. Одна из задач взрослых — научить ребенка взаимодействовать с реальностью, быть адекватным ей, видя её особенности», — советует Наталья Двулят, психолог ФВЦ «Физио плюс». — «Участие в благотворительных проектах — один из способов „включения“ детей в социальную сферу, во взаимодействие с разными людьми. Это хороший способ научить ребенка сочувствию, сопереживанию, умению заботиться о себе и о другом, взаимодействовать с одними людьми для помощи другим».
Становление личности происходит не только в семье, но и в школе. Для педагогов благотворительная деятельность является частью воспитательной работы. Дети понимают, что существует ряд трудностей, с которыми самостоятельно не справиться. Каждый может оказаться в тяжелом положении. Помогая, ребята ощущают свою полезность и ценность своего вклада в совершение добрых дел.
«Наш образовательный центр ежегодно проводит благотворительные мероприятия по сбору макулатуры и крышечек, „Коробок храбрости“ с игрушками для тяжелобольных детей, находящихся на длительном лечении в больницах. Мы собираем одежду, средства первой необходимости для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Дети искренне, с удовольствием участвуют. Конечно, это не 100% вовлеченность, но желающих помогать с каждым разом становится все больше. Именно так рождается неравнодушие, сострадание, отзывчивость в сердцах детей», — делится опытом Романюк Ю. С., педагог-организатор ГБОУ г. Москвы «Образовательный центр Протон».
Дети собирают макулатуру в центре «Протон»
Для того, чтобы как можно больше детей и подростков смогли принять участие в благотворительной деятельности, фонд «Настенька» ежегодно проводит специальные акции. Много лет подряд фонд проводил акцию «Миллион Сердец». На символических сердечках дети, вместе со своими родителями, писали искренние и трогательные пожелания выздоровления маленьким пациентам с онкологическими заболеваниями.
К 1 сентября фонд проводит благотворительную акцию для школьников «Цветы жизни» — вместо множества букетов класс дарит учителю один букет, а сэкономленные деньги переводятся в фонд для помощи тяжелобольным детям. Отсутствие цветов не делает этот день менее праздничным, так как все участники получают символику акции для торжественной линейки. А причастность к очень хорошему и доброму поступку делает для школьников это 1 сентября особенно значимым.
Известная актриса театра и кино Елена Захарова давно сотрудничает с фондом «Настенька». Она тоже поддерживает акцию «Цветы жизни».
«Я думаю, когда моя дочь пойдет в школу, мы обязательно будем участвовать. Надо учить детей помогать, чтобы они понимали, что в жизни все бывает. Есть разные дети, которые нуждаются в большей помощи и заботе, чем они сами. Это поможет понять, что в мире не все так просто и легко. Я уже сейчас много рассказываю дочке о благотворительных мероприятиях, про детей, которым нужно помочь».
Елена Захарова на благотворительном мероприятии фонда «Настенька»
Делать добрые дела вместе с ребенком не только полезно, но весело и интересно. Выбирайте то, что нравится вам. Если любите спорт, то благотворительный марафон — отличный способ получить заряд бодрости и помочь другим. Благотворительные фестивали, ярмарки, мастер-классы — это всегда яркий праздник, есть, на что посмотреть и чему поучиться. Ребенок обожает животных — можно съездить в приют, покормить местных питомцев и погулять с ними. Есть возможность помочь вещами и игрушками, принести их в благотворительные пункты сбора. Посмотрите вокруг. Может быть, ваш сосед — одинокий пожилой человек, которому нужны внимание и забота. Или во дворе вашего дома горы мусора и пора организовать субботник. Сортируйте и сдавайте вторсырье, помощь природе не менее важна.
Неважно, как помогать, главное, чтобы эта привычка сохранилась надолго, стала неотъемлемой частью жизни.
Общаясь, работая с детьми, мы растим новое поколение, для которых благотворительность — не геройство, а образ жизни.